Тема номера
Барные тренды

Тема номера
Клубы не для всех

Тема номера
Лучшие идеи для влюбленной вечеринки

Успехи
24
Комплектация
34
Музыка
54
Заграница
30
СМИ
19
Место
20
Технология
26
Деньги
27
Город
25
Право
12

Все для клуба

Консалтинг

Энциклопедия

Недвижимость

Новости · TV

Регистрация

Истории успеха

Как делался фестиваль MIGZ

В начале этой осени — 3 и 4 сентября — на территории «Красного Октября» прошел международный фестиваль современной музыки и медиаискусства MIGZ, в рамках которого организаторам удалось совместить концерты молодых групп, о которых уже говорят во всем мире, лекции и медиа-инсталяции. ClubConcept поговорил с организаторами этого мероприятия Алексеем Щербиной и Александрой Беркович об аудитории фестиваля MIGZ, современной электронной музыке, а также лейблах Ninja Tune и Kompakt.

Расскажите, как вы придумали MIGZ?

Алексей:

Задумывался MIGZ как очевидная рыночная ниша — подобных фестивалей в России и Москве не существовало. Соответственно, нужно было эту нишу занять. У нас до этого был большой опыт в организации клубных мероприятий и больших ивентов, а потом возникло желание сделать ежегодное интересное мероприятие.

Александра:

Если посмотреть на московский рынок фестивалей, то видно, что у нас все еще нет практически ничего, что широко освещало бы современную электронную музыку. То есть относительно много всего, что касается поп- и рок-музыки, а этой узконаправленной темой никто не занимается, что показалось нам вопиющей несправедливостью.

Отличие клубной вечеринки от фестиваля в первую очередь состоит в том, что в клубе музыканты не могут себя полностью реализовать из-за формата клубного отдыха. В клуб люди приходят побухать, снять стресс, познакомиться с девушкой и так далее. А на фестивале есть возможность показать свое творчество более широкой аудитории, которая пришла туда именно за этим. На фестивали же люди приходят чтобы узнать что-то новое, послушать новую музыку. В какой-то момент мы поняли, что вечеринок уже достаточно, а фестивалей подобного рода нет совсем. Вот так и родилась идея фестиваля MIGZ.

Алексей:

Нам хотелось включить в пространство фестиваля помимо музыки и какие-то другие направления искусства, чтобы получался весь спектр интересов современного молодого человека. Мы все прекрасно понимаем, что музыка перестала быть неким самодостаточным медиумом, она теперь должна быть частью чего-то. Помимо музыки, информационное поле современного человека заполнено другими вещами: медиа, кино, искусство, социальные медиа, интернет, — очень много всего. Поэтому если делать какое-то современное развлекательно-образовательное мероприятие, то одной музыкой уже не обойтись. И MIGZ стал именно таким мультидисциплинарным мероприятием во всех отношениях. У нас есть множество разных составляющих, которые мы реализуем в контексте этого фестиваля.

На какую аудиторию ориентируется фестиваль?

Александра:

При создании данного фестиваля мы ориентировались на две группы людей. Первая группа — это люди 18–35 лет. У нас достаточно взрослый фестиваль, чем мы довольны. Это широкий срез творческой московской среды. Профессиональная публика у нас выделена в отдельную категорию, для которой мы делаем специальные лекции и мастер-классы, направленные непосредственно на производство музыки и видео. Это, конечно, чуть другая возрастная публика: клубные деятели, музыканты, художники, артисты, которые действительно что-то делают в области современного искусства, — довольно узкий круг профессионалов.

А вам не кажется, что современная молодежь и на фестивали ходит совсем не за музыкой, притом, что электронная музыка давно превратилась в поп?

Алексей:

Я могу сказать, что молодое поколение, к сожалению, не разбирается в музыке вообще, и ходят они на тусовки по каким-то другим причинам, что создает серьезные проблемы во всей музыкальной индустрии. Музыка не занимает в их жизни то место, которое она занимала у людей более старшего поколения.

Александра:

Лет десять назад было четкое самоопределение молодого человека или девушки при помощи музыки: были панки, рокеры, кислотники, электронщики, рейверы... Можно было много узнать о человеке, спросив у него, что он слушает. Социальные группы молодежи формировались именно по этому принципу. Сейчас самоидентификация происходит через бренды, а музыка стала фоном. То есть, если вы пойдете сейчас на молодежную вечеринку, например, в «Солянку», то вы услышите нарезку из Faith No More, Aphex Twin и Алены Апиной. Музыка совершенное перестала играть роль самоидентификатора — все эти люди не знают даже, кто такой этот Aphex Twin.

Алексей:

Ну, я бы не говорил о попсовости электронной музыки — в принципе, люди сейчас стали вообще очень поверхностными.

Александра:

Это не только к музыке относится. Информационное поле, которое нас окружает, не позволяет вникать глубоко в какие-то вещи.

Алексей:

Это сейчас очень распространенная человеческая позиция. Глобальное поверхностное знание обо всем.

Как вы считаете, у вас получилось органично объединить все вместе: и музыку, и лекции, и инсталляции?

Александра:

Помимо заполненных танцполов, все лектории, кинозалы были заполнены под завязку. Получается, что нашелся зритель на каждую эту активность.

Почему среди всех площадок Москвы, вы выбрали именно «Красный Октябрь»?

Алексей:

Потому что пришел момент, когда нужно было остановиться на какой-то одной площадке и решить, что мы будем делать именно там. Все-таки это очень хорошая площадка.

Александра:

Ну, а еще концепция развития «Красного Октября» сейчас дает свои плоды. В том плане, что модные кафе, офисы дизайн-студий, клубы и даже вот Институт «Стрелка» открылись именно там. Это своего рода место силы той аудитории, которая пришла к нам на фестиваль. Мы считаем, что на сегодняшний день это самое актуальное пространство.

Приносят ли фестивали такого плана доход?

Александра:

Ну, все понимают, что ивент редко окупается с первого раза. Есть определенный жизненный цикл. В какой-то момент фестиваль начинает приносить прибыль. Мы понимали, что фестиваль не станет рентабельным мгновенно, как например, концерт группы U2. Мы развиваем бренд постепенно, последовательно. Надо сказать, что с каждым годом наши показатели улучшаются в разы, и в конечном итоге это будет приносить хорошие деньги.

Алексей:

В любом случае, это долговременный проект. Любое единоразовое мероприятие такого формата является скорее убыточным. Из фестиваля создается бренд. У фестиваля есть определенная концепция, которая привлекает аудиторию, потенциальных участников. Это как снежный ком. И также постепенно это привлекает рекламодателей.

Как происходит отбор участников фестиваля?

Алексей:

Это не процесс одного дня. Каждый фестиваль создает какой-то новый виток контактов. Это все порождает круг людей, которые заинтересованы в участии в данном фестивале.

Александра:

Мы хотим, чтобы участники создавали свои работы специально под наш фестиваль. Нам не очень интересны заезженные темы. Больший интерес для нас представляют молодые никому не известные таланты, чтобы люди открывали для себя новые имена — в этом и состоит образовательная функция мероприятия.

Как у вас устроена работа со спонсорами?

Алексей:

Это долгий процесс общения, так как формат фестиваля не совсем обычный для России. Когда мы говорим о фестивалях в России, то сразу представляется либо фестиваль пива, либо фестиваль «Нашествие» с огромным полем, сценой и палатками. У всех разная картина перед глазами. Успех происходит только в том случае, когда спонсор точно понимает, чего он хочет. Когда люди приходят на мероприятие, они понимают, что происходит, какая аудитория приходит на данный фестиваль, как они могут тут присутствовать и какие задачи они могут выполнить. С каждым годом спонсоров становится все больше и больше.

Есть ли аналоги у MIGZ?

Алексей:

Аналогов в России точно нет. Я лично не знаю таких фестивалей.

Почему вы выбрали именно этих артистов и лейблы?

Алексей:

Мы пытаемся не просто букировать артистов, а формировать определенные отношения с иностранными артистами и лейблами. С лейблом Kopmakt нас связывает не просто привоз, а именно дружба. Есть видение лэйбла, как он хочет себя представить и наше видение, как мы его можем представить и предложить собравшейся аудитории. Мы презентовали новый сборник «Компакта», их артисты выступали с лекциями и мастер-классами. Своего рода комплексное сотрудничество — это было весьма симпатично. Мы получили отличный пиар по каналам «Компакта» в Европе: про нас написали на официальном сайте «Компакта», а также в разных европейских изданиях. Это плодотворное дружеское сотрудничество.

Александра:

Что касается лейбла Ninja Tune, то им исполнилось двадцать лет в этом году. Была показана ретроспектива видео, пред. премьера. Официально это было задумано на 16 сентября, а у нас это все было показано раньше.

Алексей:

Наша деятельность выходит за рамки фестиваля в активном общении на международном уровне. Мы расширяемся по мере возможностей. В Европе о нас уже знают.

Сколько человек посетило MIGZ в этом году?

Алексей:

Ну, порядка восьми тысяч человек.

Расскажите про придуманный вами «Детский сад» в рамках фестиваля.

Алексей:

Ну, все в принципе логично: мы понимаем, что наш фестиваль интересен и людям, которым около 30 лет и у которых уже есть маленькие дети. И так как у нас фестиваль вечерне-ночной, то это было бы достаточно правильно дать им возможность оставить детей рядом с фестивалем.

Ну, опять же таки, детский садик был платным, это не было гуманитарной миссией. Мы просто стараемся идти по пути организации комфорта для посетителей. И все, кто этим воспользовался, были очень довольны.

Александра:

Тут был практичный момент. Дети в детском саду были под присмотром, а родители наслаждались громкой музыкой.

Алексей:

Вообще, наш фестиваль объединяет единомышленников, которые нам помогают даже не будучи заняты в самом фестивале. Очень много людей, которые помогают и поддерживают наш фестиваль морально и физически. Такое мероприятие возможно только в таком случае. Просто на холодном расчете такое вряд ли бы получилось.

Вы же сделали еще программку фестиваля в виде целого журнала MIGZ Mag. Для чего?

Алексей:

Нам показалось, что сделать программу фестиваля не в виде сухого перечисления артистов, а как некое издание, которое более широко может рассказать об артистах и подчеркнуть главные достоинства мероприятия. С другой стороны, такой музыкальный журнал будет интересно полистать по прошествии времени и даже тем людям, которые на фестивале не были, вот мы и решили поэкспериментировать.

Александр Безкровный

Комментарии

Оставить комментарий

Введите защитный код,
отображенный на картинке