Тема номера
Барные тренды

Тема номера
Клубы не для всех

Тема номера
Лучшие идеи для влюбленной вечеринки

Успехи
24
Комплектация
34
Музыка
54
Заграница
30
СМИ
19
Место
20
Технология
26
Деньги
27
Город
25
Право
12

Все для клуба

Консалтинг

Энциклопедия

Недвижимость

Новости · TV

Регистрация

Музыка

Фоновая музыка. А что это у вас сейчас играло?


Фоновая музыка формирует образ заведения. Это важная часть его концепции. Если в одном баре играет джаз, а в другом ню-рейв, то уже понятно, что у него будут разные клиенты. Опять же, трудно представить этническое заведение без национальной музыки. Как и тяжело вообразить, что в лаундж-кафе будет идти нон-стопом русский попс.

И даже если вечером в клубе или баре играют диджеи, но днем и даже ближе к вечеру, если заведение работает еще и как точка питания, то в нем обязательно должна звучать фоновая музыка. На западе ее называют elevator music, muzak, piped music, weather music, ambient music, lift music. Крупнейший поставщик – «Muzak Holdings Corporation», появившийся в 1934 году. С тех пор корпорация практически полностью перешла в плане контента на композиции, специально сочиненные по заказу для того, чтобы звучать в ушах потребителей. У мьюзака есть одна особенность – это очень простая музыка, которую можно закольцевать, что удобно, скажем, в торговых центрах – люди начинают расслабленно бродить меж полок и задерживаются там дольше, чем предполагали. Кроме того, существует термин foreground music, которая, напротив, активизирует людей, чтобы они быстро совершали покупки и перемещались по магазину.

В плане ресторанов, баров, клубов все обстоит несколько сложнее. Ибо и оборот не тот, и публика, и атмосфера. Активный сотрудник, который бы оперативно менял в плеере музыку весь рабочий день, параллельно наливая коктейли и общаясь с клиентами – простое, но утомительное решение. Во-первых, нужен человек с хорошим вкусом, а, во-вторых, ему придется порой идти против воли хозяина. Известно, что часто, подбирая себе плейлист в специализированных компаниях, заказчики называют конкретные произведения. Очевидно, что только человек со стороны с опытом может ответить, что сборник евродэнса в их случае – не лучший выбор. Кроме того, возможен конфликт с посетителями, а в данном случае придя к соглашению с одними, неизбежно вызовешь протест у других. Современный вариант – когда в помещение ставится запечатанный сервер, доступ к которому имеет только удаленный администратор. Сервер при помощи авторского программного обеспечения позволят проигрывать утвержденный заказчиков плейлист, учитывая различного рода критерии. К примеру, чем больше наплыв клиентов, тем музыка должна быть энергичнее. Мы сталкиваемся здесь с целой наукой воздействия звуков. Выбор треков зависит от многих факторов: формата площадки, времени суток, заполненности зала. Если, к примеру, днем композиции просто должны не заглушать разговоры, но и держать в тонусе, то рано утром посетители, очевидно, ожидают услышать что-то успокаивающее. Музыка может приманить, скажем, если гость заходит в заведение, а там звучит его любимая песня. И, напротив, погасить первоначальный импульс, если он попадет на заезженный хит.

Хотя и это мнение может быть оспорено. Некоторые владельцы просто включают радио или телевидение. Но эти СМИ не настолько разнообразны в плане музыкального материала, чтобы подходить абсолютно всем категориям. Особенно в этом плане страдают суши-бары – там идет либо MTV, либо Fashion TV, что совершенно не вяжется с кухней. Один из владельцев компании, занимающейся подбором фоновой музыки, в начале карьеры вербовал клиентов после ужина – как клиента, его уже никто не мог выгнать, как назойливого менеджера. Так что он мог тут же переговорить с администратором или управляющим, указать на очевидные ошибки и получить заказ. А потом еще и получить несколько звонков от гостей, которые закажут аналогичный плейлист себе в машину…

Обращаться в специализированные фирмы стоит еще и потому, что в последнее время развлекательные заведения становятся местом, куда постоянно наведываются представители компаний по защите прав отечественных исполнителей, в первую очередь, РАО и ВОИС. Оба требуют отчеты о том, что звучало, пока клиенты веселились. Переговоры с ними могут легко перейти в сферу конвертов и коробок из-под ксероксов. Или к жонглированию статьями, в частности, статьи 1274 Гражданского кодекса, допускающему свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (остается только правильно истолковать текущую ситуацию, чтобы «культурные цели» были отчетливо видны). Так что, всю эту бумажную волокиту проще передать аутсорсерам. Всероссийская организация интеллектуальной собственности (оттуда деньги идут исполнителям) просит представить отчеты, к счастью, в электронном виде. Российское авторское общество (заботящееся об интересах авторов) – в виде кипы бумаг. Заметим, что некоторые артисты, вроде Димы Билана, отказались от услуг РАО – с ним договор надо заключать отдельно. Но мы же не обеднеем от отсутствия его треков?

Конфликты с этими организациями приводят к крупным скандалам, освещаемым в прессе. Широко известна история про оренбургский рок-бар UndergrounD, который «поймали» на том, что в помещении звучал трек группы Сплин «Время Назад». Владельцы бара написали группе письмо и получили разрешение включать трек «до тех пор, пока Вселенная не начнет сжиматься и время пойдет назад, или в баре появится Стивен Хокинг и закажет яблочный сидр».

Известен, кстати, бюджетный способ составление плейлиста – найти музыку, распространяемых по свободным лицензиям Creative Commons, распечатать список треков, и включить. Этакий вариант без особого учета психологического аспекта воздействия на слушателя. По крайней мере, для подготовки к концерту сгодится – куда же тут публика уйдет перед выступлением?

Комментарии

Оставить комментарий

Введите защитный код,
отображенный на картинке