Тема номера
Барные тренды

Тема номера
Клубы не для всех

Тема номера
Лучшие идеи для влюбленной вечеринки

Успехи
24
Комплектация
34
Музыка
54
Заграница
30
СМИ
19
Место
20
Технология
26
Деньги
27
Город
25
Право
12

Все для клуба

Консалтинг

Энциклопедия

Недвижимость

Новости · TV

Регистрация

Город

Нижний Новгород: Нужны крепкие середняки

Осенью двухэтажный (считая подвал) клуб-кафе «Бессонница», оно же BeSSoнница, оно же «Бессо», отметит шестилетие. Днем сюда ходят за ланчами, а ночью устраивают ди-джей-сеты. По четвергам — RnB, случаются и выступления электронных проектов.

BeSSoнница

Утром по-домашнему тихо и уютно, в обед прекрасные ланчи. Ночью модная тусовка, лучшие нижегородские ди-джеи и интересные гости. В выходные вход свободный.

Двухэтажный Indi Club на 600 человек часто забивается напрочь. При этом тут есть еще 6 VIP-зон, причем один находится у сцены, но может быть моментально изолирован, а другой — прямо на танцполе. В наличии 10 плазменных экранов и один большой — 3×6 метров. Проводят шоу с участием воздушных гимнастов, летом открывает площадка с видом на Волгу. В клубе выступали все топовые российские диджеи.

Indi Club

Открытый в 2007 году Z-TOP — также ориентированное на массы заведение — коммерческий хаус, в меру гламура и иностранные диджеи вроде Дэвида Вендетты (David Vendetta) и Freemasons.

Полуторатысячник T.E.A.T.R.O. в развлекательном комплексе Master Plaza проводит и концерты, и вечеринки, и презентации — бар можно передвигать, а перед сценой легко соорудить холл на 500 мест. Здесь проводятся, к примеру, вечеринки от «Пиратской станции» и Love radio. В феврале рядом с ним открылся бар Freedom.

T.E.A.T.R.O.

Развлекательный центр Wizard проводит концерты хаус-, техно- и r’n’b-вечеринки, демонстрируя желания охватить все основные аудитории — есть скидки для студентов и поклонников боулинга, стрип-пати, девушки практически всегда проходят бесплатно.

Wizard

«Любой город-миллионник — это потенциальная площадка для большого количества заведений клубной индустрии, и Нижний Новгород тут не исключение, — говорит арт-директор „Бессонницы“ Павел Тюрин. — Довольно серьезная сегментированность общества по достатку дает возможность существовать заведениям разного класса от элитных клубов до небольших молодёжных диджей кафе. Близость к Москве не дает ни каких преимуществ, ибо „привозы“ все равно приходится оплачивать по полной. А остальные потенциальные „преимущества“ и вовсе довольно смутные. Не хватает у больших владельцев бизнеса понимания клубной культуры в ее первозданности. Нижегородский рынок клубной индустрии — это поставленное на поток вытягивание денег из людей и пропаганда не здорового образа жизни, за неимением других альтернатив. Все скучно и предсказуемо».

Нижний Новгород

Резко переметнемся в противоположную сторону. Ситуацию с реальными лайв-площадками музыканты оценивают не очень высоко.

«Если говорить грубо, есть три уровня концертных клубов, — говорит вокалистка группы ill!noiz Саша Филиппова. — Первый — „Рокко“, рассчитанный на 600–700 человек, куда сейчас начали привозить зарубежные актуальные команды и устраивать сборные концерты. Вменяемый клуб, хорошо расположен, сейчас там, кажется, сменилась администрация — должно стать еще лучше. Можно вырулить звук, просто это требует времени и усилий. Второй уровень — клубы среднего уровня, на 100–150 человек. тут могу говорить только про клуб Jamboree, где часто играем сами и привозим друзей. хороший звук, более или менее вменяемая обстановка. без панк-рока, без настроения, но за неимением лучшего это — хорошая точка. Туда приезжали Дочь Монро и Кеннеди, Ива-нова, Jazzator. Третий уровень — это уже diy-места, где совершаются революции и непотребщина (смайл). Например, лаборатория „Соль“ в бывшей коммуналке в центре города, куда регулярно приезжает милиция, и ей никто не открывает дверь. Или, например, площадка арт-кафе „Буфет“. В крошечном помещении сдвигают несколько столов, стоя на них, группа играет. Так делали Лемондэй, Кассиопея, СПБЧ. Понятно, что полноценный электрический концерт там не сыграть — никто просто не выживет. Самое интересное для меня происходит на третьем уровне, но это просто моё личное мнение».

Буфет

Культовый «Буфет», известный за пределами города, стал, возможно, прообразом для богемных кафе других губернских городов — обилие артефактов превращает его в лавку старьевщика, практически как в Берлине. В следующем году ему исполнится 10 лет. Хотя, разумеется, есть мнение, что аура первых лет уже улетучилась — плата за модность. «Буфет» и Milo принадлежат проекту «Еда и культура», открывшему, в частности, литературное кафе «Беzухов» — здесь в течение месяца могут выступить Артемий Троицкий, обозреватели openspace.ru, а также проводится интеллектуальное караоке «Печакуча».

Кельтский дом

Также довольно популярен в профильной среде «Кельтский дом», в котором часто выступают фолковые российский группы.

«Не хватает средних концертных площадок, человек на 200–300 с либеральными условиями, — согласен Артем Прудников, директор „Рокко“. — Общая картина посещаемости, если сравнивать с прошлыми годами, просто плачевная. Наш клуб изначально хотел стать единственной концертной площадкой для альтернативной и рок-сцены, так как за последнее время вся эта ниша ушла в подполье. Смотря на посещаемость многих концертов, можно сказать, что в подполье она ушла не просто так».

«Я считаю, что Нижний испытывает недостаток в клубах и концертных площадках на 50–200 человек, — вторит Надежда Рыбакова, концертный директор групп Athas и ill!noiz, представитель промо-лейбла «Товарищество Интеллектуальной Музыки Т.И. М. ПРОМ» («можете указать, что я являюсь музыкантом и звукорежиссером. Это очень показательно для нашего города: при отсутствии внятной концертной и клубной инфраструктуры музыканты, способные к оргдеятельности, начинают делать свои выступления сами, и обычно преуспевают в этом более, чем клубные арт-директора»).-Либо нет качественного оборудования и света, либо аренда слишком высока для такой вместимости, либо заведение не ставит приоритетом живые концерты, предпочитая формат фоновой музыки «под еду». Кроме того, в подавляющем большинстве клубов проблемы с концепцией и арт-менеджментом, из-за чего вокруг места не складывается «аура» и постоянная тусовка. Исключением в этом плане является лишь «Еда и Культура», в частности, арт-кафе «Буфет». Близость к Москве не ощущается, разве что цены за аренду средних и крупных клубов уже много лет на московском уровне.

Не хватает профессионалов, совмещающих должный вкус, возможности инвестирования и способность эффективно управлять. Клубную жизнь губит обилие непрофессиональных «энтузиастов», а также «пофигистов» из пищепрома, отдающих художественную сторону полностью на откуп случайным посторонним промоутерам и «арт-директорам». Кроме того, отпечаток накладывает общая «быдловатость» нашего рабоче-крестьянского города: у нас востребованы караоке-бары, стриптиз, «дискотеки 80-х», гламурные клубы-«съемники» и, в меньшей степени, «говнорок»-заведения с плохим звуком. Немногочисленные элитные музыкальные заведения с хорошим звуком и светом обычно оказываются чьим-то дорогим и благородным хобби. «Наша публика в массе своей не приучена прислушиваться к своим потребностям и платить за их выполнение. Платить принято, в основном, за понт».

«Нет ни одного клуба, заточенного под концерты, с внятной концепцией, стилем поведения, хотя бы минимальной историей и планами на будущее, — говорит научный сотрудник Государственного центра современного искусства и арт-директор „Еда и культура project“ Александр Курицын, отмечая, что в развлекательными заведения в Нижнем дела обстоят хорошо. — Это связано с несколькими моментами.


Первый: нет людей готовых работать в предлагаемых условиях и развивать эту нишу. ибо это сложное дело. Все крутятся, как могут. Допустим, кто-то открывает музыкальный клуб, привозит туда раз в месяц музыканта мирового уровня, делает два-три концерта российских групп, все остальное время — вечеринки, Камеди Клаб, конкурсы красоты и прочие непрофильные события. Так и живет какое-то время. Это, на самом деле, более-менее хороший сценарий развития. Но даже такого не выдерживают.


Это следствие второго момента — отсутствия аудитории, готовой посещать не только party, но и приходить на концерты. Нет концертной культуры. Люди или не понимают, зачем это делать и не делают. Или у них нет денег на это. Поэтому лучше всего работать с целевой аудиторией: субкультурами или кругом людей, следящим за музыкальными трендами. В каждом случае — от 50 до 300 человек, приходящих на концерт. Это — уровень „маленьких концертов“. 
Такая „неиституализация“ музыкальной клубности в городе имеет свои положительные стороны. Все работают на уровне „маленьких концертов“. Он очень удобен — все строится на личных договоренностях (с клубом, с музыкантами, звуком и прочь), все друг друга знают, идут на встречу, по возможности помогают. С точки зрения логистики близость к Москве расширяет список потенциальных артистов — многие готовы завернуть в Нижний после или до концерта в столице. В поле „маленьких концертов“ достаточно легко попасть и затеять что-либо свое. Их схемы просты, риски не особо велики. Это очень кружит голову. Но быстро приходит ощущение границ. И за эти границы в ближайшее время нижегородские музыкальные клубы не перейдут».

Радиф Кашапов 


Комментарии

Оставить комментарий

Введите защитный код,
отображенный на картинке