Тема номера
Барные тренды

Тема номера
Клубы не для всех

Тема номера
Лучшие идеи для влюбленной вечеринки

Успехи
24
Комплектация
34
Музыка
54
Заграница
30
СМИ
19
Место
20
Технология
26
Деньги
27
Город
25
Право
12

Все для клуба

Консалтинг

Энциклопедия

Недвижимость

Новости · TV

Регистрация

Город

Ижевск: Удмуртский феномен

Ижевск — единственный пример города регионального значения, который долгое время всерьез называли «столицей российской электроники». Так ли это сейчас? Хорошо ли, что теперь мы слышим о его значимости гораздо меньше? ClubConcept погружается в историю Ижевска и рассказывает о том, как крепла и развивалась клубная культура в этом удивительном городе.

Уже с начала 80-х здесь сочиняли, играли и записывали нетривиальную музыку. Сначала, в начале 90-х, внимание к себе привлек проект «Стук бамбука в 11 часов». Записанная абсолютно непрофессиональными музыкантами, которых интересовали не мелодии, но тембры, их пластинка «Легкое дело холод» тем не менее умудрилась получить любовь публики и признание профессионалов. Продюсировал «Стук бамбука» Александр Юминов, который впоследствии создал с Антоном Янценом лейбл «Кама Records».

"Стук Бамбука в 11 Часов"

Но сперва в 1993 году появился медиа-проект «Рыба Морзе». За свою историю «Рыба» успела побывать и радиопередачей, и телепрограммой, и сайтом, и газетной колонкой.

Изучать историю Ижевска удобно по их ежегодным фестивалям. Первый, «Рыба Морзе-1», прошел в 1996 году. Далее опыт повторили в 1997 и 1998 годах. На основе проекта появился в 2000 и лейбл «Кама Records», который занялся релизами местных музыкантов.

В 2001 году, с 30 ноября по 1 декабря в Ижевске прогремел уже международный фестиваль электронной музыки «Новости подводного Ижевска», он же «Рыба Морзе-4».

Играли там такие люди как, например, испанский дуэт La Monja Enana и Дитрих фон Ойлер Доннершперг (Dietrich Von Euler-Donnersperg), работавший с Laibach, SPK и Throbbing Gristle. Компанию им составляли известные проекты Ижевска: Cocoa Tunez, Gattaca, D-Pulse. Единого стиля они не придерживались: одни играли techno-ambient, другие скрещивали электронику с местным фольклором, третьи любили hip-hop или easy listening. Надо заметить, что концерты проходили при аншлагах. А о событии написали «Птюч», «Ом» и другие авторитетные в то время СМИ.

В марте 2002-го «Кама» стала работать с «Снегирями», точнее — с его подлейблом «Легкие», глава которого Олег Нестеров безмерно восхищался удмуртским феноменом. Первым релизом в масштабе страны стал сборник «Калашников электро». Вскоре на «Камe» начали выходит не только российские, но и западные артисты: австрийский проект GD Luxxe, Freezepop из США, японец Geodezik — и так далее. Также «Кама» издавала (и судя по новостям, продолжает это делать) записи удмуртского аутентичного фольклора.

Второй фестиваль организуется при поддержке Британского Совета, Шведского Института и администрации города: играли шведы Pluxus, американцы Flowchart, Dj Шон О’Нил (Sean O’Neal) и Джон Шоу (John Shaw). Трое первые даже съездили в короткий тур по России. Помимо ижевцев, в line-up числись московские коллективы «Виды Рыб», Netslov, питерский Klutch. О’Нил сказал тогда: «Господи, я очарован. В Филадельфии мои выступления не проходили так уже пять лет».

Третьи «Новости подводного Ижевска» отмечены появлением артистов с культового немецкого лейбла Morr — Manual, Dj Wedding, Маши Креллы, а также исландского Thule Musik — Sanasol, DJ Thor.

Игравший там Евгений Loggerhead говорит: «Ижевск назвать столицей электронной музыки на сегодняшний день будет уже неправильно. С развитием электронной музыки в России в 90-е годы в Ижевске стали появляться различные электронные проекты («РяБа Мутант», «Бурундук Квартет» и другие). Процесс производства электронной музыки в те времена был менее доступен, чем сейчас, тогда нужно было доставать различные «железки» (сэмплеры, драм-машины, синтезаторы и т. д.). И так получилось, что музыкантов, у которых был интерес ко всем этим «железякам», в Ижевске оказалось больше, чем в других городах. Либо просто было проявлено больше внимания к ижевским музыкантам. Тогда Ижевск и выстрелил. Это был первый эшелон электронных команд, благодаря которым и родилось мнение о столичности. Дальше пошло по накатанной, например, когда уже мы начали ездить с концертами по стране (являясь представителями следующего поколения) почти в каждом городе, в том числе и в Москве, нас часто спрашивали, правда ли, что Ижевск является столицей электронной музыки? Правда ли, что там так много музыкантов и так сильно развита музыкальная индустрия? Тогда выражение это, как мне казалось, превратилось в целую легенду. Было, конечно, приятно, но на тот момент и в других городах работало много хороших электронных команд, а в Ижевске стоящие проекты можно было по пальцам пересчитать, почти всех их курировала «Кама records».

Фестиваль "Новости Подводного Ижевска"

Надо заметить, что, помимо «Новостей», в городе проходили и значимые концерты. Сам по себе факт удивительный — соедините в сознании Удмуртию и Tarwater, Stereo Total, Momus. Западные Dj играют здесь чуть ли не еженедельно.

Четвертый фестиваль стал официальным закрытием программы «Ижевск — культурная столица Поволжья 2004». Тогда про него написал журнал The Wire: «Несмотря на более чем полумиллионное население, Ижевск не может похвастаться обилием способов развлечения, как и множество других городов в провинциальной России. Поэтому здешней молодежи пришлось создать свои собственные. И это, возможно, впоследствии и привело к тому, что Ижевск назвали столицей российской электронной музыки, городом, где десятки музыкантов занимаются созданием разнообразной электроники. В целом это сводится к работе в домашних студиях, в точности следуя принципам DIY-эстетики (Do It Yourself, „сделай сам“). Поскольку музыкальная индустрия в России базируется на пиратстве, это не позволяет никому из ижевских музыкантов бросить работу и жить на средства от продажи дисков и концертные гонорары. Ижевская сцена, конечно, не может похвастаться изобилием течений, коллективов и, главное, возможностей, подобно российским столицам. Тем не менее, критики сходятся в том, что сам факт ее существования в подобном Богом забытом месте, по меньшей мере, удивителен».

Среди участников оказалась германская группа Isan, британский Cylob, исландский музыканты Exos и Thor, украинский Dunaewsky 69.

D-Pulse

Одним из открытий года стал тогда проект Rocketboy. Его участник Иван Федотов делится мыслями: «В ту эпоху, когда понятие „электронная музыка“ было свежо и актуально, Ижевск безусловно можно было назвать её российской столицей и ее символом, это чувствовалось и было видно по тому, сколько талантливых людей было вовлечено в „электронную жизнь“. Сегодня все иначе — ведь никто сейчас не говорит, что Петербург и Екатеринбург — рок-центры, а Детройт — techno-столица. C Ижевском то же самое. Ижевский культурный феномен остался в прошлом».

В 2005 году «Новости» прошли последний раз. Тогда он вновь стал российским, ибо единственный западный участник — Dj Linus — на выступление не смог приехать.

Rocketboy

Незадолго до мероприятия с «Камы» ушел один из ключевых проектов — Klax. Буквально накануне — еще два важных, D-Pulse и Loggerhead. D-Pulse, кстати, ныне вообще уехали жить в Прагу, поскольку их уже давно приметили европейские лейблы, о них писали M8, Mixmag и The Wire, их треки играли такие Dj как Sasha и Джеймс Забиела (James Zabiela). На фесте они не появились, пришлось в срочном виде искать замену.

Ажиотаж вокруг «Новостей» спадал. В итоге продюсеры занялись другими клубными и рекорд-проектами.

Своеобразным продолжением фестивалем стал проходящий и ныне IZH-18, впервые состоявшийся в 2001 году и собирающий с тех местные таланты. На последнем в декабре прошлого года, играли Mute Break, Gamaliel, Eclectic Sound, D-Pulse, An2, NANO Orchestra и другие.

«Движуха еще есть, — бодро рассказывает Виталий Совин (NANO Orchestra, лейбл Mycelium). — Музыку пишут, концерты проходят, новые группы появляются. Естественно, многие подались в коммерцию и делают музыку, которую можно куда-то приткнуть, выпуститься на лейбле забугорном, почесать свое эго, но это молодняк, это свойственно возрасту. Последний IZH-18 показал, что экспериментаторы еще не перевелись. Пишут и dub, и ambient».

Иван Федотов резюмирует менее оптимистично: «Энтузиазм кончился вместе с тем, что сама эта музыка перестала быть актуальной. Кому, например, нужен сейчас IDM, ambient? С другой стороны, все сильно коммерциализировалось, в конце 90-х в Ижевске было два-три убогих клуба, и никто особо не заморачивался по поводу танцевальных жанров. В 2000-х клубы появились, и востребованной оказалась танцпольная музыка — а тут совсем другие стандарты качества и подход другой, остались „в деле“ совсем немногие из старой школы. Да и банально выросли люди, многие уехали из города и до сих пор разъезжаются, другие заботы. В Ижевске трудно быть только музыкантом или Dj».

NANO Orchestra

Так хорошо ли то, что столица Удмуртии — уже не столица электроники? Евгений Loggerhead указывает и на другие на причины исчезновения бренда, весьма позитивные: процесс производства электронной музыки стал намного доступнее, качество музыкального софта выросло. А также надо заметить, что и в других городах стали проявляться схожие процессы. И Dj приезжают, и даже западные артисты нет-нет, да появятся.

Однако именно Ижевск остается живым доказательством того, что для создания культурного феномена достаточно несколько энтузиастов, которые сумеют донести творения музыкантов до слушателя. И пока что кандидатов на звание новой столицы нет. Возможно, она уже просто не нужна.

Радиф Кашапов

Комментарии

Оставить комментарий

Введите защитный код,
отображенный на картинке